Как посмотреть все логи андроид
Как я могу просмотреть и изучить журнал Android?
В системном журнале Android есть много интересных вещей, которые полезны во многих отношениях.
- найти коренные причины проблем
- определить ненадлежащие приложения
Как я могу просмотреть и изучить журнал Android?
Android 4.1 и новее
Предпочтительным способом является загрузка SDK и его использование adb logcat (требуется активировать «параметры разработчика» на устройстве).
Существуют приложения, доступные для просмотра полного системного журнала, однако они работают только на корневых устройствах или требуют ручного запуска команды, adb чтобы заставить их работать. Для получения дополнительной информации см. Этот вопрос.
Android 4.0 и старше
Вы можете либо загрузить SDK и использовать, adb logcat либо получить Logcat Extrem из Google Play Store, где журнал отображается прямо на вашем телефоне.
Расположение файла журнала
Существует несколько каталогов, в которых могут отображаться журналы (в том числе журналы о сбоях) — не все они стандартизированы (то есть некоторые могут быть привязаны к ПЗУ).
- /data/anr : Некоторые файлы трассировки, похоже, попадают сюда (Dalvik записывает трассировки стека здесь в ANR, то есть «Приложение не отвечает» или «Force-Close»; см., Например, выдержки из журнала здесь )
- /data/dontpanic кажется стандартным местоположением (AOSP) и содержит некоторые журналы сбоев, включая трассировки (см., например, viaForensics и StackOverflow )
- /data/kernelpanics это другое место — у меня не было никакой «паники ядра» на моих устройствах Android, я пока не видел там никакого контента.
- /data/panic/panic_daemon.config может указывать на другие места , сконфигурированных — на моем Droid 2 он упоминает /sdcard/panic_data/
- упомянутый Droid 2 также имеет /data/panicreports каталог (здесь пусто)
- /data/tombstones может содержать несколько tombstone_nn файлов ( nn будучи серийным, увеличивается с каждым новым файлом). Поскольку надгробные плиты размещаются для мертвых, это делается здесь для «процессов, погибших в результате аварии» (т.е. сбой) — и это то, что называется «дампами ядра» в системах Linux / Unix. Однако не все приложения создают надгробия; это должно быть явно разрешено разработчиком (см. Отладка дампов ядра Android ).
Может быть еще несколько мест, которые избежали меня; но поскольку большая часть записи ведется tmpfs , эти данные теряются при перезагрузке и не соответствуют вопросу OP.
Журнал команд для использования с терминальным приложением (или adb)
Несколько команд могут получить тонны информации. Для большинства из них рекомендуется перенаправить их в файл ( > filename.ext ) или передать через фильтр ( | grep search-for-this ):
Журнал ядра
Следующее работает без рута:
Logcat
Здесь вы можете, например, указать, в какой области вы заинтересованы — радио, события .
Получение информации об устройстве
И тонны этого: особенности устройства, информация об учетной записи, услуги .
Все в одном
Сделайте большой шар со всем вместе, от logcat до dumpstate:
Я уверен, что вы действительно хотите перенаправить эту последнюю команду . xD
Что-то о разрешениях
PS: Естественно, для доступа к этой информации может потребоваться root, так как большинство источников находятся во внутренней памяти.
Патчим байт-код для просмотра логов в Android. Подробная инструкция и примеры кода
Привет, Хабр! Меня зовут Саша Лепехин, я разрабатываю мобильное приложение СберИнвестор под Android. Во время разработки и тестирования мобильного приложения мне часто нужно просматривать логи внутри приложения, причем без подключения по adb.
В принципе, есть множество приложений, которые позволяют просматривать содержимое logcat на устройств. Но с ними часто возникают самые разные проблемы: такие приложения нуждаются в специальных разрешениях или наличии root доступа, запускают отдельные процессы или сервисы. Или же они могут просто не работать на некоторых устройствах (например, там, где выключен logd). В этой небольшой статье предложено решение большинства подобных проблем. Оно основано на трансформации байт-кода приложения. Поехали!
Постановка задачи
Добавить возможность просмотра логов в приложении.
Фича должна работать только в debug build type.
Где-то в приложении должен быть RecyclerView, содержащий последние N записей из лога.
Важно, чтобы можно было просматривать сообщения, залогированные как внутри нашего приложения (исходный код принадлежит нам и мы можем вносить в него изменения), так и во внешних библиотеках.
Нет необходимости в логах операционной системы и других приложений.
Разбираемся с проблемами
Runtime.exec()
Задача с первого взгляда простая и решение, которое сразу приходит в голову — выполнить команду logcat с помощью, допустим, Runtime.exec(). То есть — получить список сообщений, распарсить какой-нибудь регуляркой и вывести на экран. Но на самом деле это не очень хорошая реализация. Дело в том, что мы выполняем какую-то стороннюю команду, поведение которой нами не регулируется — может измениться формат вывод, из-за чего придется править регулярное выражение, да и логирование может быть выключено на уровне операционной системы. В итоге получим не очень стабильное решение.
Но есть же Timber!
К сожалению, Timber тут не поможет. Можно было бы сделать свою реализацию Timber.log.Tree, но это никак не решит проблему с логированием сообщений из внешних библиотек, к которым нет доступа.
Требование
Runtime.exec(«logcat. «)
Timber
Просмотр сообщений залогированных из внешних модулей
Стабильность. Работа независимо от настроек системы/устройства
Еще варианты?
Здорово, если бы существовала возможность перехватить вызов методов android.util.Log и сохранить сообщение в свой Storage. Почему здорово? В этом случае не нужно логировать другие приложения, поэтому достаточно в apk поменять вызовы android.util.Log на какой-то собственный логгер). И это вполне реализуемо.
Самое время проанализировать, из каких частей может состоять наше решение.
Storage — место где хранятся залогированные сообщения (например, какой-нибудь циклический буфер в памяти).
Appender — компонент, который доставляет сообщение в storage.
Viewer — читает сообщения из storage и выводит пользователю.
В системе логирования Android можно сказать, что storage — набор циклических буферов, управляемых демоном logd, Appender — android.util.Log и библиотека liblog, а Viewer — logcat (https://developer.android.com/studio/command-line/logcat#Overview, https://developer.android.com/reference/android/util/Log). В коде вызываем методы android.util.Log, которые вызывают метод из liblog, а он, в свою очередь, отправляет сообщение в соответствующий буфер.
android.util.Log.d() → my.app.util.Log.d()
Gradle и AGP позволяют преобразовывать байт-код. Можно написать свой AsmClassVisitorFactory и ClassVisitor, который и будет производить эту трансформацию. Такая возможность есть — подобные преобразования выполняют многие библиотеки и фреймворки.
Что для этого нужно:
Реализовать свой Appender, методы которого будут вызываться вместо android.util.Log.
Написать ClassVisitor, который будет преобразовывать вызовы методов android.util.Log в соответствующие методы Appender. Тут воспользуемся относительно простым решением: в инструкции INVOKE_STATIC можно просто подменить один класс (method owner) на другой, при условии, что их дескрипторы идентичны (подходит и MethodHandle, но это доступно только начиная с «Android O»).
Воспользоваться удобной возможностью по преобразованию байт-кода предоставляемой AGP.
Реализовать свой Storage, где будут храниться логи.
Реализовать Viewer, чтобы можно было бы удобно просматривать логи, искать нужные сообщения и шарить логи между приложениями (почта/мессенджер).
Ну что ж, приступим.
К делу!
Appender
В реализации Appender (назовем его LogProxy) нет ничего сложного, но нужно обратить внимание на следующие моменты:
В принципе, это не обязательно, но для простоты реализации трансформера байт-кода повторим бинарный интерфейс методов логирования (v(), i(), w(), d(), e()) из класса android.uril.Log.
Кроме добавления сообщения в Storage оставим нативное логирование через android.util.Log, чтобы просматривать логи с помощью logcat.
Метод логирования должен быть быстрым и не блокировать поток, или сводить такие блокировки к минимуму.
Вот пример реализации Appender — LogProxy. В каждом методе потребуется реализовать сохранение сообщения в какой-то абстрактный Storage.
Storage
Сначала опишем наш Storage, пока на уровне интерфейса. Ну и заодно создадим сущность, представляющую единичную запись лога — LogEntry.
С доменной моделью вроде бы все, давайте теперь вернемся к LogProxy. Мы там оставили todo.
На данный момент нет конкретной реализации Storage (мы ее еще не написали), да и хотелось бы, чтобы была возможность использовать разные реализации, чтобы прямо в run-time указать нужный Storage, а не хардкодить это на уровне LogProxy.
Для этого создадим StorageDispatcher, который будет делегировать все свои вызовы конкретной реализации Storage.
И теперь методы LogProxy принимают вот такой вид:
Трансформация байт-кода
Теперь самое интересное — будем преобразовывать байт-код.
Начнем с реализации ClassVisitor. Напомню, что для этого потребуется в инструкции INVOKE_STATIC поменять method owner с andoid.util.log на наш LogProxy.
Если посмотреть на байт-код, то преобразование выглядит так:
Т.е. поменять строку «android.util.Log» на ru/sberbank/android/log/transformation/core/LogProxy». В этом поможет прекрасный фреймворк ASM. Вот так, например:
Получается, что visitMethodInsn выполняется как только встречает в коде инструкцию, которая вызывает какой-то метод. Далее проверяем: если это статический метод android.util.Log.d(. ), то вместо исходной инструкции записываем новую, точно такую же, но вызывающую метод LogProxy.d().
Для простоты изложения пока ограничимся только методом d() и оставим хардкод в виде строк дескрипторов (думаю, что написать полную реализацию несложно). А пока напишем AsmClassVisitorFactory и gradle плагин, который будет запускать MethodOwnerTransformationClassVisitor.
Осталось сбилдить плагин и подключить его к приложению.
После декомпиляции собранного приложения можно видеть, что там, где раньше вызывался Log.d(), теперь вызывается LogProxy.d().
Декомпилированный код без трансформации
Декомпилированный код с трансформацией
Осталось реализовать свой Storage. Он может быть in-memory, а может сохранять LogEntry на диск. Конкретная реализация Storage, как и компонентов для отображения его содержимого на экране устройства, уже не относится к теме этой статьи. Главное — не забывайте, что методы Storage могут быть вызваны из разных потоков. И помните, что логирование не должно ухудшать производительность приложения, даже в debug build type.
На этом все — если вдруг у вас возникли вопросы или предложения по теме, традиционно отписывайтесь в комментариях. Надеюсь, что статья окажется полезной для многих разработчиков.
Немного полезных ссылок
Гайд по отладке Android-приложения: ищем баги и читаем логи
Иногда в приложении встречаются ошибки, которые нельзя увидеть даже после запуска. Например, код компилируется, проект запускается, но результат далёк от желаемого: приложение падает или вдруг появляется какая-то ошибка (баг). В таких случаях приходится «запасаться логами», «брать в руки отладчик» и искать ошибки.
Часто процесс поиска и исправления бага состоит из трёх шагов:
- Воспроизведение ошибки — вы понимаете, какие действия нужно сделать в приложении, чтобы повторить ошибку.
- Поиск места ошибки — определяете класс и метод, в котором ошибка происходит.
- Исправление ошибки.
Если приложение не падает и чтение логов ничего не даёт, то найти точное место ошибки в коде помогает дебаггер (отладчик) — инструмент среды разработки.
Чтобы посмотреть на логи и воспользоваться дебаггером, давайте напишем простое тестовое (и заведомо неправильное) приложение, которое даст нам все возможности для поиска ошибок.
Это будет приложение, которое сравнивает два числа. Если числа равны, то будет выводиться результат «Равно», и наоборот. Начнём с простых шагов:
- Открываем Android Studio.
- Создаём проект с шаблоном Empty Activity.
- Выбираем язык Java, так как его, как правило, знают больше людей, чем Kotlin.
Нам автоматически откроются две вкладки: activity_main.xml и MainActivity.java. Сначала нарисуем макет: просто замените всё, что есть в activity_main.xml, на код ниже:
Можете запустить проект и посмотреть, что получилось:
Теперь оживим наше приложение. Скопируйте в MainActivity этот код:
В этом коде всё просто:
- Находим поля ввода, поле с текстом и кнопку.
- Вешаем на кнопку слушатель нажатий.
- По нажатию на кнопку получаем числа из полей ввода и сравниваем их.
- В зависимости от результата выводим «Равно» или «Не равно».
Запустим приложение и введём буквы вместо чисел:
Нажмём на кнопку, и приложение упадёт! Время читать логи. Открываем внизу слева вкладку «6: Logcat» и видим:
Читать логи просто: нужно найти красный текст и прочитать сообщение системы. В нашем случае это java.lang.NumberFormatException: For input string: «f». Указан тип ошибки NumberFormatException, который говорит, что возникла какая-то проблема с форматированием числа. И дополнение: For input string: «f». Введено “f”. Уже можно догадаться, что программа ждёт число, а мы передаём ей символ. Далее в красном тексте видно и ссылку на проблемную строку: at com.example.appdebugging.MainActivity$1.onClick(MainActivity.java:26). Проблема в методе onClick класса MainActivity, строка 24. Можно просто кликнуть по ссылке и перейти на указанную строку:
Конечно, метод parseInt может принимать только числовые значения, но никак не буквенные! Даже в его описании это сказано — и мы можем увидеть, какой тип ошибки этот метод выбрасывает (NumberFormatException).
Здесь мы привели один из примеров. Типов ошибок может быть огромное количество, все мы рассматривать не будем. Но все ошибки в Logcat’е указываются по похожему принципу:
- красный текст;
- тип ошибки — в нашем случае это NumberFormatException;
- пояснение — у нас это For input string: «f»;
- ссылка на строку, на которой произошла ошибка — здесь видим MainActivity.java:26.
Исправим эту ошибку и обезопасим себя от некорректного ввода. Добавим в наши поля ввода android:inputType=»number», а остальной код оставим без изменений:
Теперь можем вводить только числа. Проверим, как работает равенство: введём одинаковые числа в оба поля. Всё в порядке:
На равенство проверили. Введём разные числа:
Тоже равно. То есть приложение работает, ничего не падает, но результат не совсем тот, который требуется. Наверняка вы и без дебаггинга догадались, в чём ошибка, потому что приложение очень простое, всего несколько строк кода. Но такие же проблемы возникают в приложениях и на миллион строк. Поэтому пройдём по уже известным нам этапам дебаггинга:
- Воспроизведём ошибку: да, ошибка воспроизводится стабильно с любыми двумя разными числами.
- Подумаем, где может быть ошибка: наверняка там, где сравниваются числа. Туда и будем смотреть.
- Исправим ошибку: сначала найдём её с помощью дебаггера, а когда поймём, в чём проблема, — будем исправлять.
И здесь на помощь приходит отладчик. Для начала поставим точки останова сразу в трёх местах:
Чтобы поставить или снять точку останова, достаточно кликнуть левой кнопкой мыши справа от номера строки или поставить курсор на нужную строку, а затем нажать CTRL+F8. Почему мы хотим остановить программу именно там? Чтобы посмотреть, правильные ли числа сравниваются, а затем определить, в какую ветку в нашем ветвлении заходит программа дальше. Запускаем программу с помощью сочетания клавиш SHIFT+F9 или нажимаем на кнопку с жучком:
Появится дополнительное окно, в котором нужно выбрать ваш девайс и приложение:
Вы в режиме дебага. Обратите внимание на две вещи:
- Точки останова теперь помечены галочками. Это значит, что вы находитесь на экране, где стоят эти точки, и что дебаггер готов к работе.
- Открылось окно дебага внизу: вкладка «5: Debug». В нём будет отображаться необходимая вам информация.
Введём неравные числа и нажмём кнопку «РАВНО?». Программа остановилась на первой точке:
- Сразу подсвечивается синим строка, где программа остановлена: в окне кода на 28-й строке и в левом окне отладчика (там даже можно увидеть, какой метод вызван, — onClick).
- В правом, основном окне отладчика, всё гораздо интереснее. Здесь можно увидеть инстансы наших вью (answer, first, second), в конце которых серым текстом даже отображаются их id. Но интереснее всего посмотреть на firstInt и secondInt. Там записаны значения, которые мы сейчас будем сравнивать.
Как видим, значения именно такие, какие мы и ввели. Значит, проблема не в получении чисел из полей. Давайте двигаться дальше — нам нужно посмотреть, в правильную ли ветку мы заходим. Для этого можно нажать F8 (перейти на следующую строку выполнения кода). А если следующая точка останова далеко или в другом классе, можно нажать F9 — программа просто возобновит работу и остановится на следующей точке. В интерфейсе эти кнопки находятся здесь:
Остановить дебаггер, если он больше не нужен, можно через CTRL+F2 или кнопку «Стоп»:
В нашем случае неважно, какую кнопку нажимать (F9 или F8). Мы сразу переходим к следующей точке останова программы:
Ветка правильная, то есть логика программы верна, числа firstInt и secondInt не изменились. Зато мы сразу видим, что подпись некорректная! Вот в чём была ошибка. Исправим подпись и проверим программу ещё раз.
Мы уже починили два бага: падение приложения с помощью логов и некорректную логику (с помощью отладчика). Хеппи пас (happy path) пройден. То есть основная функциональность при корректных данных работает. Но нам надо проверить не только хеппи пас — пользователь может ввести что угодно. И программа может нормально работать в большинстве случаев, но вести себя странно в специфических состояниях. Давайте введём числа побольше и посмотрим, что будет:
Не сработало — программа хочет сказать, что 1000 не равна 1000, но это абсурд. Запускаем приложение в режиме отладки. Точка останова уже есть. Смотрим в отладчик:
Числа одинаковые, что могло пойти не так? Обращаем внимание на тип переменной — Integer. Так вот в чём проблема! Это не примитивный тип данных, а ссылочный. Ссылочные типы нельзя сравнивать через ==, потому что будут сравниваться ссылки объектов, а не они сами. Но для Integer в Java есть нюанс: Integer может кешироваться до 127, и если мы вводим по единице в оба поля числа до 127, то фактически сравниваем просто int. А если вводим больше, то получаем два разных объекта. Адреса у объектов не совпадают, а именно так Java сравнивает их.
Есть два решения проблемы:
- Изменить тип Integer на примитив int.
- Сравнивать как объекты.
Не рекомендуется менять тип этих полей в реальном приложении: числа могут приходить извне, и тип лучше оставлять прежним. Изменим то, как мы сравниваем числа:
Всё работает. Наконец-то! Хотя… Давайте посмотрим, что будет, если пользователь ничего не введёт, но нажмёт на кнопку? Приложение опять упало… Смотрим в логи:
Опять NumberFormatException, при этом строка пустая. Давайте поставим точку останова на 26-й строке и заглянем с помощью отладчика глубже.
Нажмём F8 — и перейдём в глубины операционной системы:
Интересно! Давайте обернём код в try/catch и посмотрим ошибке в лицо. Если что, поправим приложение. Выделяем код внутри метода onClick() и нажимаем Ctrl+Alt+T:
Выбираем try / catch, среда разработки сама допишет код. Поставим точку останова. Получим:
Запускаем приложение и ловим ошибку:
Действительно, как и в логах, — NumberFormatException. Метод parseInt выбрасывает исключение, если в него передать пустую строку. Как обрабатывать такую проблему — решать исключительно вам. Два самых простых способа:
- Проверять получаемые строки first.getText().toString() и second.getText().toString() на пустые значения. И если хоть одно значение пустое — говорить об этом пользователю и не вызывать метод parseInt.
- Или использовать уже готовую конструкцию try / catch:
Теперь-то точно всё в порядке! Хотя профессиональным тестировщикам это приложение никто не отдавал: поищете ещё ошибки? 🙂
Иногда в приложении встречаются ошибки, которые нельзя увидеть даже после запуска. Например, код компилируется, проект запускается, но результат далёк от желаемого: приложение падает или вдруг появляется какая-то ошибка (баг). В таких случаях приходится «запасаться логами», «брать в руки отладчик» и искать ошибки.
Часто процесс поиска и исправления бага состоит из трёх шагов:
- Воспроизведение ошибки — вы понимаете, какие действия нужно сделать в приложении, чтобы повторить ошибку.
- Поиск места ошибки — определяете класс и метод, в котором ошибка происходит.
- Исправление ошибки.
Если приложение не падает и чтение логов ничего не даёт, то найти точное место ошибки в коде помогает дебаггер (отладчик) — инструмент среды разработки.
Чтобы посмотреть на логи и воспользоваться дебаггером, давайте напишем простое тестовое (и заведомо неправильное) приложение, которое даст нам все возможности для поиска ошибок.
Это будет приложение, которое сравнивает два числа. Если числа равны, то будет выводиться результат «Равно», и наоборот. Начнём с простых шагов:
- Открываем Android Studio.
- Создаём проект с шаблоном Empty Activity.
- Выбираем язык Java, так как его, как правило, знают больше людей, чем Kotlin.
Нам автоматически откроются две вкладки: activity_main.xml и MainActivity.java. Сначала нарисуем макет: просто замените всё, что есть в activity_main.xml, на код ниже:
Можете запустить проект и посмотреть, что получилось:
Теперь оживим наше приложение. Скопируйте в MainActivity этот код:
В этом коде всё просто:
- Находим поля ввода, поле с текстом и кнопку.
- Вешаем на кнопку слушатель нажатий.
- По нажатию на кнопку получаем числа из полей ввода и сравниваем их.
- В зависимости от результата выводим «Равно» или «Не равно».
Запустим приложение и введём буквы вместо чисел:
Нажмём на кнопку, и приложение упадёт! Время читать логи. Открываем внизу слева вкладку «6: Logcat» и видим:
Читать логи просто: нужно найти красный текст и прочитать сообщение системы. В нашем случае это java.lang.NumberFormatException: For input string: «f». Указан тип ошибки NumberFormatException, который говорит, что возникла какая-то проблема с форматированием числа. И дополнение: For input string: «f». Введено “f”. Уже можно догадаться, что программа ждёт число, а мы передаём ей символ. Далее в красном тексте видно и ссылку на проблемную строку: at com.example.appdebugging.MainActivity$1.onClick(MainActivity.java:26). Проблема в методе onClick класса MainActivity, строка 24. Можно просто кликнуть по ссылке и перейти на указанную строку:
Конечно, метод parseInt может принимать только числовые значения, но никак не буквенные! Даже в его описании это сказано — и мы можем увидеть, какой тип ошибки этот метод выбрасывает (NumberFormatException).
Здесь мы привели один из примеров. Типов ошибок может быть огромное количество, все мы рассматривать не будем. Но все ошибки в Logcat’е указываются по похожему принципу:
- красный текст;
- тип ошибки — в нашем случае это NumberFormatException;
- пояснение — у нас это For input string: «f»;
- ссылка на строку, на которой произошла ошибка — здесь видим MainActivity.java:26.
Исправим эту ошибку и обезопасим себя от некорректного ввода. Добавим в наши поля ввода android:inputType=»number», а остальной код оставим без изменений:
Теперь можем вводить только числа. Проверим, как работает равенство: введём одинаковые числа в оба поля. Всё в порядке:
На равенство проверили. Введём разные числа:
Тоже равно. То есть приложение работает, ничего не падает, но результат не совсем тот, который требуется. Наверняка вы и без дебаггинга догадались, в чём ошибка, потому что приложение очень простое, всего несколько строк кода. Но такие же проблемы возникают в приложениях и на миллион строк. Поэтому пройдём по уже известным нам этапам дебаггинга:
- Воспроизведём ошибку: да, ошибка воспроизводится стабильно с любыми двумя разными числами.
- Подумаем, где может быть ошибка: наверняка там, где сравниваются числа. Туда и будем смотреть.
- Исправим ошибку: сначала найдём её с помощью дебаггера, а когда поймём, в чём проблема, — будем исправлять.
И здесь на помощь приходит отладчик. Для начала поставим точки останова сразу в трёх местах:
Чтобы поставить или снять точку останова, достаточно кликнуть левой кнопкой мыши справа от номера строки или поставить курсор на нужную строку, а затем нажать CTRL+F8. Почему мы хотим остановить программу именно там? Чтобы посмотреть, правильные ли числа сравниваются, а затем определить, в какую ветку в нашем ветвлении заходит программа дальше. Запускаем программу с помощью сочетания клавиш SHIFT+F9 или нажимаем на кнопку с жучком:
Появится дополнительное окно, в котором нужно выбрать ваш девайс и приложение:
Вы в режиме дебага. Обратите внимание на две вещи:
- Точки останова теперь помечены галочками. Это значит, что вы находитесь на экране, где стоят эти точки, и что дебаггер готов к работе.
- Открылось окно дебага внизу: вкладка «5: Debug». В нём будет отображаться необходимая вам информация.
Введём неравные числа и нажмём кнопку «РАВНО?». Программа остановилась на первой точке:
- Сразу подсвечивается синим строка, где программа остановлена: в окне кода на 28-й строке и в левом окне отладчика (там даже можно увидеть, какой метод вызван, — onClick).
- В правом, основном окне отладчика, всё гораздо интереснее. Здесь можно увидеть инстансы наших вью (answer, first, second), в конце которых серым текстом даже отображаются их id. Но интереснее всего посмотреть на firstInt и secondInt. Там записаны значения, которые мы сейчас будем сравнивать.
Как видим, значения именно такие, какие мы и ввели. Значит, проблема не в получении чисел из полей. Давайте двигаться дальше — нам нужно посмотреть, в правильную ли ветку мы заходим. Для этого можно нажать F8 (перейти на следующую строку выполнения кода). А если следующая точка останова далеко или в другом классе, можно нажать F9 — программа просто возобновит работу и остановится на следующей точке. В интерфейсе эти кнопки находятся здесь:
Остановить дебаггер, если он больше не нужен, можно через CTRL+F2 или кнопку «Стоп»:
В нашем случае неважно, какую кнопку нажимать (F9 или F8). Мы сразу переходим к следующей точке останова программы:
Ветка правильная, то есть логика программы верна, числа firstInt и secondInt не изменились. Зато мы сразу видим, что подпись некорректная! Вот в чём была ошибка. Исправим подпись и проверим программу ещё раз.
Мы уже починили два бага: падение приложения с помощью логов и некорректную логику (с помощью отладчика). Хеппи пас (happy path) пройден. То есть основная функциональность при корректных данных работает. Но нам надо проверить не только хеппи пас — пользователь может ввести что угодно. И программа может нормально работать в большинстве случаев, но вести себя странно в специфических состояниях. Давайте введём числа побольше и посмотрим, что будет:
Не сработало — программа хочет сказать, что 1000 не равна 1000, но это абсурд. Запускаем приложение в режиме отладки. Точка останова уже есть. Смотрим в отладчик:
Числа одинаковые, что могло пойти не так? Обращаем внимание на тип переменной — Integer. Так вот в чём проблема! Это не примитивный тип данных, а ссылочный. Ссылочные типы нельзя сравнивать через ==, потому что будут сравниваться ссылки объектов, а не они сами. Но для Integer в Java есть нюанс: Integer может кешироваться до 127, и если мы вводим по единице в оба поля числа до 127, то фактически сравниваем просто int. А если вводим больше, то получаем два разных объекта. Адреса у объектов не совпадают, а именно так Java сравнивает их.
Есть два решения проблемы:
- Изменить тип Integer на примитив int.
- Сравнивать как объекты.
Не рекомендуется менять тип этих полей в реальном приложении: числа могут приходить извне, и тип лучше оставлять прежним. Изменим то, как мы сравниваем числа:
Всё работает. Наконец-то! Хотя… Давайте посмотрим, что будет, если пользователь ничего не введёт, но нажмёт на кнопку? Приложение опять упало… Смотрим в логи:
Опять NumberFormatException, при этом строка пустая. Давайте поставим точку останова на 26-й строке и заглянем с помощью отладчика глубже.
Нажмём F8 — и перейдём в глубины операционной системы:
Интересно! Давайте обернём код в try/catch и посмотрим ошибке в лицо. Если что, поправим приложение. Выделяем код внутри метода onClick() и нажимаем Ctrl+Alt+T:
Выбираем try / catch, среда разработки сама допишет код. Поставим точку останова. Получим:
Запускаем приложение и ловим ошибку:
Действительно, как и в логах, — NumberFormatException. Метод parseInt выбрасывает исключение, если в него передать пустую строку. Как обрабатывать такую проблему — решать исключительно вам. Два самых простых способа:
- Проверять получаемые строки first.getText().toString() и second.getText().toString() на пустые значения. И если хоть одно значение пустое — говорить об этом пользователю и не вызывать метод parseInt.
- Или использовать уже готовую конструкцию try / catch:
Теперь-то точно всё в порядке! Хотя профессиональным тестировщикам это приложение никто не отдавал: поищете ещё ошибки? 🙂